Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся:
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
-введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
-овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
-возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
-постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
-существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
-созданием оптимальных путей развития;
-использованием специфических методов и средств обучения;
-дифференцированным, "пошаговым" обучением;
-обязательной индивидуализацией обучения;
-формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
-обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
-дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
-организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
-организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).